иностранный язык

Как дети учат иностранный язык?

Как дети учат иностранный язык?

В данной статье идет речь об особенностях изучения иностранных языков в раннем возрасте.

О том, что детям иностранные языки даются легче, слышали наверно все.
Лозунг: «Чем раньше, тем лучше» твердо закрепился в нашем сознании, но как оказалось не так-то оно все просто.

Особенности

В том, что раннее школьное изучение иностранного языка не оправдывает возлагаемых на него надежд, убедилось уже большинство родителей, дети которых начали изучать иностранный язык со второго класса. Но научного подтверждения этому не было. И вот испанские ученые сравнили знания двух групп учеников, возрастом 15 лет, которые изучали английский язык в школе. В одной группе ученики занимались английским с 8 лет, в другой с 11 лет. Результаты разочаровали. Те, кто начали заниматься раньше, не имели особого перевеса в качестве владения языком.

Только по произношению они несколько превосходили учеников со второй группы.

Примерно к таким же результатам пришли и австрийские ученые. Ученые объясняют это тем, что старшие дети учатся намного эффективнее, чем дети младшего школьного возраста. И в довольно небольшой срок догоняют по знаниям «раноначавших». Но ведь то, что многоязычие с раннего детского возраста имеет свои преимущества уже не вызывает ни у кого сомнений. Дети, выросшие в двуязычных семьях, свободно владеют двумя языками, никогда их не путают и имеют хорошую спонтанность в разговоре. Да и статистика подтверждает, что IQ ребенка-билингва обычно существенно выше среднего. Недавнее исследование, проведенное в Базельском университете, проложило свет на процессы, происходящие при этом в мозге. Нейробиолог Кордула Нич (Cordula Nitsch) исследовала взрослых людей, которые знали по меньшей мере 3 языка. Сначала лингвист Даниела Запаторе (Daniela Zappatore), на основании их языковой биографии, установила каким образом, и в каком порядке эти люди изучали языки. Было выделено 3 группы: в первую группу входили те люди, которые выросли в двуязычной семье и находились с самого рождения под воздействием двух языков. Третий язык они учили в школе. Во вторую группу входили те, которые хотя и выросли не в двуязычном доме, но выучили второй язык в возрасте от 2 до 5 лет.

Третий язык они также учили в школе. И третья группа пробандов выросла в одноязычной среде и только в школе начала изучать второй и третий языки.

С помощью магнитно-резонансной томографии Нич наблюдала мозговую активность полиглотов во время разговора на разных языках. Различия были поразительны. У важных языковых зонах мозга пробандов первой группы активировалась одна и та же область независимо от того, на каком из двух родных языков разговаривали. Но еще более поразительно оказалось то, что даже разговор на выученном в школе языке вызывал идентичный результат. «При настоящем двуязычии строиться только одна нейронная сеть в мозге, с помощью которой и приобретенные позже языки тоже будут обрабатываться» — объясняет Нич. Совсем по-другому выглядели результаты третьей группы: В зависимости от того каким языком говорили родным, или первым, или вторым выученным в школе активировалась иная часть мозга. «У «поздноначавших» для каждого языка вырабатывалась другая стратегия обработки информации. Мозгу в этом случае требуется выполнять больше работы». У второй группы результат был промежуточным. При этом ученая заявляет: «Мы не обнаружили никаких данных для критического возраста». Длительное время ученые пытались найти критический возраст, после которого освоение нового языка является непосильной задачей.

«Это непрерывный переход» — говорит Нич. «Нельзя сказать, что если человек достиг определенного возраста, то он не сможет хорошо выучить язык. Но то, что с увеличением возраста снижается легкость изучения языка, находит свое научное подтверждение».

Следует упомянуть еще об одном канадском исследовании над иммигрантами. Те из них, , которые приехали в Канаду совсем маленькими детьми имели такие же хорошие языковые навыки, как носители языка. Для людей, которые иммигрировали в возрасте 10-15 лет, все выглядело несколько сложнее. Отсюда выводы: чем позже начать, тем больше разница. Но, несмотря на это и среди поздно иммигрировавших есть люди, которые знают язык также хорошо, как и те для которых он родной. Позднее начало, не однозначно плохие навыки. Очень многое зависит и от усилий, приложенных самим человеком. Все эти исследования подтверждают важность ранних и интенсивных занятий иностранным языком. Наши родители изучали языки в старших классах, мы уже в средней школе. Наши дети учат английский уже со второго класса.

Надо полагать, что это будет даже раньше с нашими внуками. Если учесть, как много может принести нашим детям свободное владение международным языком, то силы и время потраченные на изучение английского в дошкольном возрасте для большинства родителей являются выгодным вложением в будущее ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.