ребенок дает сдачи

Нужно ли учить ребенка давать сдачи?

Нужно ли учить ребенка давать сдачи?

Очень важно научить ребенка правильно вести себя в острых ситуациях. От того, насколько ребенок поймет правила поведения среди сверстников, в коллективе, с взрослыми людьми, зависит его отношение к миру, уверенность в себе.

В возрасте двух-четырех лет ребенок начинает активно входить в систему отношений, ему теперь не достаточно общения с родителями, он испытывает потребность взаимодействовать с другими детьми, он начинает ходить в детский сад. Естественно все дети разные и столкновения неизбежны.

Конечно, каждому возрасту присущи свои психологические особенности и соответственно не стоит требовать от ребенка определенных поступков, если он еще не «созрел» для этого. Особенно важно это учитывать при формировании навыка реагирования на обиду, агрессию со стороны другого ребенка.

Самые распространенные и социально поощряемые варианты развития конфликтных ситуаций – это так называемое око за око или аналогичные действия «сдача» в ответ на обиду. Каждый родитель беспокоится за своего ребенка и в основном, с раннего возраста учат защищаться: толкнули или ударили — тоже можно стукнуть в ответ, отняли игрушку — нужно забрать ёё обратно, крикнули или передразнили – ответь тем же.

А нужно ли именно в таком контексте учить давать сдачи и нужно ли вообще? Сегодня все больше родителей думают, как научить ребенка постоять за себя, а кто-то уже пожинает плоды этого умения, когда ребенок проявляет агрессию ко всем детям и по любому поводу.

Психологи в один голос не рекомендуют учить детей дошкольного возраста давать сдачи физически, лучше развивать ребенка, так чтобы он мог всегда найти нужные слова в любах ситуациях.

Особенности возраста

Если говорить о детях в возрасте 2-4 лет, то они не могут осознанно принять решение дать сдачи, а уж тем более выбрать способ отпора в той или иной ситуации. И что самое опасное ребенок не рассчитывает силу удара, может применить первый попавший предмет, в итоге обидчик может получить серьезную травму, упасть с высоты, все это может произойти неожиданно и быстро.

В возрасте до 3-4 лет ребенок не умеет анализировать свои поступки и не контролирует свои действия. Если малыша очень обидело негативное слово, или если действие другого ребенка привело к порче того что он любит или над чем он трудился, в этих случаях дети дают сдачи именно физически. Это вызвано тем, что на эмоциях детям, да и многим взрослым, сложно объективно оценить насколько сильно его обидели.

Только к четырем годам ребенок постепенно учится контролировать и анализировать свои конкретные действия, свои эмоции.

До этого лучше наблюдать со стороны за процессом общения ребенка, и если возникает необходимость, вмешиваться, защищая его.
В первую очередь от родителей зависит, как себя будет вести ребенок. Зачастую они не могут отстоять интересы ребенка, например, если у малыша в возрасте от года до двух лет, отобрали игрушку, родитель призывает делиться, даже если ребенок не хочет этого.

делится с игрушкой

В данном случае и сам ребенок не сможет в дальнейшем постоять за себя в похожей ситуации. Правильным здесь будет сказать другому ребенку, например, что игрушка еще нужна ее владельцу, он ею играет, потом уже ребенок сам сможет словами возвращать свои вещи.

А иногда именно родители иногда ведут себя неадекватно, не разобравшись, сами проявляют агрессию, и советуют давать сдачи.

Рекомендации для родителей

1. В первую очередь мама или папа, должны сами успокоиться, и оценить ситуацию, действительно ли она такова, что ребенок регулярно подвергается нападкам. Возможно ситуация преувеличена и сами родители придают ей большее значение, чем сам ребенок. И тем более не надо пристыжать ребенка, что он не может дать отпор, это может привести к появлению у ребенка неуверенности в себе и в дальнейшем он вообще не сможет себя защитить. Если не случилось ничего действительно страшного, ребенок быстро забудет мелкие обиды, если не напоминать ему об этом постоянно.

2. Бывает, что родители не знают, какое поведение лучше для ребенка, ведь отстаивать свои интересы он все-таки должен уметь. В этом случае можно вместе с малышом посмотреть современные российские мультики вроде малышариков, там доступным для детей языком, на конкретных примерах рассматриваются те или иные ситуации. Или почитать русские народные сказки, где смелые герои защищают слабых.

Особенности детей и рекомендации

  • Многое зависит от характера ребенка. Если ребенок спокойный, ему будет трудно решиться применять физическую силу или ругаться в ответ.

Такому ребенку необходимо объяснить преимущества мирного способа решения конфликтов, при этом не терять свое достоинства и не заискивать ни перед кем. Таких мальчиков лучше отдать в спортивную секцию, чтобы он смог защитить себя при необходимости.

  • В бойком ребенке не нужно подавлять активность, но и поощрять агрессивное поведение не стоит.

Необходимо объяснить нормы поведения, если это мальчик, когда он будет постарше, вместе с ним определить, что требует проявления физической силы, в основном в качестве самозащиты и, защищая других, и договориться с ним, чтобы он не отступал от этих принципов. Таких детей нужно водить в такие кружки, где нужно проявить усидчивость, внимательность, способность анализировать.

Необходимо помочь ребенку приобрести необходимые качества, а не переделывать его

Важно объяснять детям, что они не должны давать себя в обиду, отреагировать на удар или блокировать попытку нанести удар, но не проявлять агрессию первым. Поэтому нужно сначала объяснить ребенку, как себя вести в конфликтных ситуациях. Но с детьми до пяти лет, лучше вообще не затрагивать тему о том, как давать сдачу, особенно не учить бить в ответ.

В ребенке важно воспитывать уверенность в себе и тогда одно его поведение, слова не дадут конфликту развиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.